ФСЦ Мытищи

Ещё один сайт на WordPress

Обучение в организации

2. Какие существуют виды обучения персонала — ТОП-3 основных вида

Обучение персонала классифицируется по различным критериям. По видам оно подразделяется на подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

Вот именно с ними я познакомлю вас подробнее.

Вид 1. Подготовка персонала

Цель подготовки сотрудников — получение необходимых знаний и навыков для выполнения определенных задач.

Пример

Даша весной этого года окончила школу и пробовала поступить в университет. Однако недобрала баллов. Девушка решила на платное отделение не идти, а подготовиться и повторить попытку в следующем году. А пока надо идти работать! Разумеется, профессии у нее никакой не было.

Исходя из ситуации, Даша выбрала для своего трудоустройства ближайший супермаркет. Удобный график, «живая» работа близко к дому плюс обучение и подготовка персонала прямо на рабочем месте. И профессией овладеваешь, и зарплата идёт.

Вид 2. Переподготовка персонала

Из названия это вида обучения становится понятно, что переподготовка – это получение знаний работниками в связи со сменой профессии, либо изменениями требований к ней.

Наталья Козина имела высшее экономическое образование и 4 года опыта работы бухгалтером. По долгу службы она тесно взаимодействовала с планово-экономической службой. Поэтому, когда в компании освободилось место экономиста, руководство решило предложить его именно Козиной.

Но Наталья не обладала нужными знаниями. Руководство решило направить ее на краткосрочную переподготовку в собственный обучающий центр.

Вид 3. Повышение квалификации

Этот вид предполагает получение работниками дополнительных знаний в связи с изменением квалификационных требований к той или иной должности, специальности и т.д.

Такое обучение поможет сотруднику без потерь адаптироваться к новым условиям и продолжать выполнять свои обязанности на должном уровне.

Порой повышение квалификации – это единственный способ сохранить за собой свое рабочее место.

3. Основные методы обучения персонала на рабочем месте — 6 главных методов

Для обучения персонала применяются различные методы. Их выбор зависит от способа получения знаний: обучение на рабочем месте без отрыва от производства или обучение вне рабочего места.

Рассматривать мы будет методы, относящиеся и к тому и к другому способу. Начнем с рассмотрения 6 методов, применяемых при обучении персонала на рабочем месте.

Метод 1. Копирование

Здесь все предельно ясно. Новый работник наблюдает за действиями более опытного сотрудника, повторяет все его движения, как бы считывая их.

Чем точнее он их повторяет, тем быстрее разовьется у новичка нужный профнавык.

Метод 2. Производственный инструктаж

Наверняка помните, как при трудоустройстве с вами проводили производственный инструктаж.

Производственный инструктаж – обобщенные сведения о предстоящем функционале, позволяющие облегчить вхождение в новую должность и смягчить привыкание к новому рабочему месту.

Метод 3. Наставничество

Этот метод уходит своими корнями в далекие годы на заре молодой советской республики.

Наставничество – обучение молодого специалиста опытным сотрудником, который на определенный период закрепляется за новичком, берет над ним шефство.

Отличительная особенность этого метода – обучение проводится прямо на рабочем месте в рабочее время, под контролем наставника и с его постоянной поддержкой.

Наставничество в своем развитии проходит 5 стадий.

Наставничество как метод обучения персонала особенно актуально там, где велика роль практических навыков. Например, в банковской сфере.

Метод 4. Ротация

Ротация – временное перемещение работника на другое рабочее место с целью получения новых навыков, знаний, опыта.

Преимущества ротации:

  • повышает мотивацию;
  • помогает преодолеть стресс от монотонности труда;
  • расширяет круг общения.

Этот метод особо востребован в компаниях, где необходима полная взаимозаменяемость сотрудников.

В большинстве коммерческих банков освоение новых участков работы проходит как раз с помощью ротации.

Так, например, сотрудник-операционист, обслуживающий физлиц, переводится временно на обслуживание юрлиц. Через какое-то время он становится универсальным работником операционного отдела банка. Затрат на обучение банк не понес никаких, а выгода очевидна!

Очень часто ротация совмещается с наставничеством.

Главный специалист операционного отдела Марина Лаптева засобиралась на 2 недельки в очередной отпуск. Замещать ее будет Ольга, ведущий специалист этого же отдела.

Чтобы Ольга смогла полноценно выполнять свои должностные обязанности на новом месте, ее загодя на 2 недели перевели на этот участок, где девушка под руководством опытной Марины освоила основные моменты должностных обязанностей главного специалиста.

Когда пришло время, и Лаптева ушла в отпуск, Ольга, приняв ее обязанности на себя, без проблем отработала эти 14 дней.

Метод 5. Делегирование

Делегирование – передача полномочий в принятии решений по определенной проблеме.

Управляющий операционным офисом Петр Васильевич через 2 месяца уезжал в командировку. Замещение возлагалось на Светлану Ивановну Колосову – начальника операционного отдела, грамотного специалиста с большим опытом работы.

Однако она еще ни разу не была в роли управляющего офисом! Чтобы замещение прошло успешно, Петр Васильевич стал ежедневно поручать (делегировать) Светлане Ивановне решение различных вопросов.

Вчера Колосова единолично выезжала в ООО «Мечта» для презентации возможностей зарплатного проекта. Сегодня Светлана Ивановна самостоятельно разбирается со счетами офиса за коммунальные услуги, выставленные поставщиками. Завтра по плану Петра Васильевича она вместо него будет собеседовать кандидата на должность кредитного инспектора.

Так за достаточно короткое время Светлана Ивановна без стресса и проблем освоит основные полномочия управляющего офисом.

Метод 6. Метод усложняющихся заданий

При таком методе обучающемуся раз от раза даются все более сложные и объемные задания.

Когда новый сотрудник банка находится на испытательном сроке, то нагружают его, как правило, постепенно.

Сначала он знакомится с основными внутренними документами, необходимыми ему для исполнения своих должностных обязанностей.

Затем он отрабатывает навык по открытию операционного дня. Потом ему поручается обслуживание 1-2 клиентских счетов. Так ежедневно сотрудник постигает все тонкости профессии.

4. Основные методы обучения персонала вне рабочего места — 7 главных методов

Теперь ознакомимся с методами обучения за пределами рабочего места.

Я выбрала для рассмотрения 7 наиболее известных методов.

Метод 1. Лекции

Лекция – способ получения теоретических знаний. Лекторами выступают эксперты в той или иной сфере.

Лекционный метод обладает как преимуществами, так и недостатками.

Достоинства и недостатки лекционного метода:

Недостатки Достоинства
1 Слушатели – пассивные участники процесса обучения Возможность охвата большой аудитории
2 Отсутствует обратная связь Подача большого объема материала за достаточно короткий срок
3 Невозможно определить уровень усвояемости учебного материала Низкие финансовые затраты лекционного курса

Метод 2. Семинары и конференции

Конференция позволяет участникам находить решение проблем в процессе активного коллективного обсуждения.

На семинарах закрепляется прослушанный лекционный материал, проверяется его усвоение. Обычно семинар проходит в виде активного обсуждения темы, которое позволяет рассмотреть ее со всех сторон, разобрать сложные вопросы с использованием практического опыта не только преподавателя, но и самих обучающихся.

В отличие от лекций, семинары проводятся сравнительно небольшими группами (10-15 чел.)

Метод 3. Деловые игры

Разыгрывается реальная профессиональная ситуация, при которой участники игры (обучающиеся) пытаются решить поставленную условием задачу.

Такая методика позволяет обучаться, играя.

Метод 4. Тренинги

В тренингах теоретический блок сведен к минимуму. Большая его часть — это ситуационные практические задания, в ходе которых участники отрабатывают необходимые профнавыки.

Этот метод основан на активных формах обучения с использованием ролевых игр и групповых дискуссий.

Метод 5. Моделирование

При обучении персонала посредством моделирования воссоздаются реальные рабочие ситуации.

При обучении «кредитников» одного из коммерческих банков Казани фирма «Актив» широко применяет метод моделирования.

Во время занятия создается реальная ситуация, например, первичное консультирование клиента физлица по поводу получения автокредита. Участники группы делятся на клиентов и консультантов.

Такое погружение в реальные условия помогает закрепить навыки, глубже вникнуть в ситуацию, преодолеть страх общения, научиться работать с клиентскими возражениями.

Метод 6. Кружки качества и рабочие группы

Кружки качества — это добровольно созданные группы для эффективного решения поставленных задач общими усилиями.

Плюсы обучения:

  • повышение самооценки сотрудников;
  • снятие «зажимов» у работников;
  • возможность научиться адекватно воспринимать позитивную критику и принимать коллективные решения.

Минусы метода:

  • не пригоден для принятия сложных задач и проблем;
  • нужен специально обученный руководитель, направляющий обсуждения для принятия оптимального решения;
  • стихийность — отсутствует алгоритм обсуждения.

Метод 7. Самостоятельное обучение

Работники без чьей-либо помощи изучают необходимый материал.

Самостоятельное обучение имеет ряд преимуществ:

  • обучение в индивидуальном темпе;
  • в любом месте в удобное время;
  • экономия времени и средств.

Но есть и ряд негативных моментов при самообучении:

  • невозможность задать вопросы и обсудить сложные моменты во время изучения материала;
  • снижение мотивации;
  • отсутствие контроля.

В век высоких технологий и интернета самостоятельное обучение проходит весьма разнообразно с использованием видео, аудио, спецпрограмм.

Особо популярно самостоятельное обучение с помощью видео-уроков. «То, что я слышу, я забываю. То, что я вижу, я запоминаю» — резонно замечал Конфуций.

Видео-уроки позволяют обучающемуся наглядно представить ситуацию, в деталях и в движении.

5. Как организовать обучение персонала — пошаговая инструкция

Если вы не профессионал в сфере обучения персонала или вам не приходилось выступать в роли организатора обучающих программ, то моя пошаговая инструкция будет для вас полезна.

Читайте и применяйте на практике.

Шаг 1. Определяем цель проведения обучения

Перво-наперво необходимо определить цель предполагаемого обучения.

Решите, что вам нужно:

  • повышение качества и производительности труда сотрудников;
  • создание кадрового резерва;
  • развитие персонала;
  • подготовка персонала для нового направления деятельности предприятия;
  • повышение мотивации труда персонала.

Шаг 2. Выбираем и утверждаем формат обучения

Часто формат обучения напрямую влияет на его эффективность. Как правильно выбрать его?

Если у вас большая компания, ее подразделения разбросаны по всей стране, и ваши сотрудники хорошо владеют компьютером, выбирайте дистанционную форму обучения.

Если компания небольшая, то возможно, более приемлемая форма — обучение с инструктором. Прямой контакт способствует лучшей усвояемости материала.

Сделайте правильный выбор, и тогда обучение будет не только полезным, но и приятным.

Шаг 3. Создаем или выбираем обучающие курсы

В компаниях, где есть собственные учебные центры, как правило, разрабатываются свои обучающие программы.

Такие программы в полной мере отвечают потребностям фирмы. Но только в том случае, если они сделаны профессионально. Иначе лучше подобрать курсы, предлагаемые специализированными разработчиками.

Шаг 4. Находим и подготавливаем обучающих тренеров

Обучение персонала проводят как штатные тренеры, так и приглашенные. Если в фирме имеются свои наставники, способные обучать, не забывайте проверять их уровень подготовки, регулярно отправляйте на повышение квалификации. Ведь они такие же сотрудники, и им также важна актуальность имеющихся знаний!

Достаточно распространен вариант обучения с приглашенными тренерами. Тщательно отбирайте таких специалистов: собирайте отзывы, запрашивайте документацию, подтверждающую уровень их профессионализма, проверяйте лицензии.

Шаг 5. Обучаем сотрудников предприятия

Проанализируйте и утвердите график обучения и его программу. Создайте условия для его прохождения.

Некоторые компании проводят курсы по выходным дням. Затем компенсируют эти дни, присоединяя их к очередному отпуску.

Обучая сотрудников, не устраняйтесь от контроля этого процесса. Зная, что вы держите «руку на пульсе», сотрудники будут более ответственны, да и тренеры не расслабятся.

Шаг 6. Закрепляем и оцениваем пройденный материал

Закрепление пройденного материала проводите с помощью ситуационных задач. Такой способ позволит выявить пробелы в обучении и вовремя их скорректировать.

Лучший способ проверить знания — тестирование: ответы жестко фиксируются, любое несогласие с результатами легко опровергнуть.

Шаг 7. Анализируем результаты обучения и подводим итоги

Любое обучение заканчивается подведением итогов. Рекомендую всем, прошедшим обучение, предложить заполнить анкету, которая определит уровень удовлетворенности персонала пройденным курсом, узнать потребности в дальнейшем обучении, выявит «узкие» места курса.

По результатам производятся кадровые перестановки, меняется оплаты труда, некоторые из сотрудников зачисляются кадровый резерв и т.п.

Только в этом случае работники будут мотивированы к дальнейшему обучению и повышению своей квалификации.

6. Профессиональная помощь в обучении персонала — обзор ТОП-3 компаний по предоставлению услуг

Если в вашей компании нет специалистов по обучению персонала, задачу стоит поручить профессиональным специализированным компаниям.

Я решила облегчить вам выбор и отобрала 3 высокопрофессиональных обучающих компании. Знакомьтесь! Выбирайте!

1) Триумф

Кадровый центр «Триумф» занимается кадровыми проектами с 1997. Агентство оказывает услуги высочайшего качества. Свидетельством служит клиентская база компании, где есть Газпром и РБК, Райффайзенбанк и Банк Открытие, Химинвест и Гедеон Рихтер, а также множество других известных фирм.

Основные направления деятельности:

  • подбор, адаптация персонала;
  • курсы повышения квалификации дистанционно;
  • разработка корпоративных стандартов;
  • разработка систем мотивации и стимулирования;
  • консультационная поддержка в решении конфликтных ситуаций;
  • оценка персонала.

Все специалисты кадрового центра имеют большой практический опыт и необходимый образовательный уровень, который они постоянно поддерживают в актуальном состоянии.

2) Гранит-Консалтинг

Компания более 7 лет оказывает юридические и консалтинговые услуги на всей территории России от Калининграда до Владивостока.

13822 юрлица стали уже постоянными клиентами «Гранит-Консалтинг».

Услуги компании:

  • сертификация;
  • СРО;
  • негосударственная экспертиза;
  • бухуслуги;
  • юридические услуги;
  • подготовка, профессиональная переподготовка и обучение персонала;
  • кадровые услуги.

Это лишь частичный перечень. Посетите сайт компании и ознакомьтесь с ним более подробно. Там же вы сможете найти полезные публикации, отзывы клиентов и много другой нужной информации.

Источник: https://hiterbober.ru/businessmen/obuchenie-personala.html

Положение об обучении персонала в предприятии общественного питания

1. СОДЕРЖАНИЕ.. 2

2. Определение потребности в обучении.. 4

3. Анализ результатов.. 4

4. Формирование программы и планирование.. 4

5. Определение ресурсов для обеспечения программы… 5

6. Проведение конкурсного отбора по компаниям… 5

7. Оформление документов с контрагентами.. 5

8. Определение расходов (бюджета) на обучение.. 5

9. Составление плана-графика обучения на квартал.. 6

10. Информирование о плане обучения на квартал.. 6

11. Информирование о предстоящем обучении.. 6

12. Прохождение обучения сотрудником… 6

13. Предоставление документов.. 7

14. Оценка эффективности обучения.. 7

Приложение №1. 8

Форма интервью с Руководителем подразделения для определения потребности в обучении 8

Приложение №2. 10

Форма для заполнения сотрудником по определению потребности в обучении.. 10

Приложение №3. 12

Форма программы обучения на квартал.. 12

Приложение №4. 13

Форма для оценки контрагентов.. 13

Приложение №5. 14

Форма бюджета.. 14

Приложение №6. 16

Форма заявки для бюджета.. 16

Приложение №7. 17

Форма оценки эффективности обучения (для сотрудников) 17

Ф.И.О___________________________________________________________________. 17

Приложение №8. 19

Форма интервью с Руководителем по оценке эффективности обучения сотрудников 19

Заявка на внеплановое обучение.. 20

  1. 1. Общие положения

1.1.Настоящее Положение регламентирует весь процесс организации, а также цели, задачи, систему и анализ обучения (профессиональной подготовки, повышения квалификации персонала) в _________________ (далее – Компания).

1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с действующим Трудовым Кодексом Российской Федерации (ст. 196–197) и локальными нормативными актами Компании.

1.3.Цели Положения:

1.3.1. повышение эффективности деятельности Компании через создание системы непрерывного развития и обучения персонала;

1.3.2. систематическое обновление знаний сотрудников Компании для успешного выполнения возложенных на них функциональных задач;

1.3.3. повышение профессиональной культуры персонала;

1.3.4. подготовка кандидатов кадрового резерва;

1.3.5. повышение профессионального рейтинга сотрудников в Компании.

1.4.Рассматриваемые задачи:

1.4.1. оптимизация расходов на обучение;

1.4.2. заключение долгосрочных договоров с провайдерами по обучению;

1.4.3. построение планового процесса обучения;

1.4.4. осуществление более точного контроля над расходами на обучение;

1.4.5. внедрение контроля над реализацией системы обучения;

1.4.6. управление процессом обучения;

1.4.7. введение обучения-наставничества;

1.4.8. глубокий экспертный анализ рынка провайдеров обучения;

1.4.9. осуществление контроля и анализа эффективности обучения.

1.5.Осуществляет процесс обучения, профессиональной подготовки и повышения квалификации персонала Компании отдел организационного совершенствования и развития Департамента по работе с персоналом в соответствии со следующими этапами:

1.5.1. определение потребности в обучении;

1.5.2. анализ результатов;

1.5.3. формирование программы и планирование;

1.5.4. определение ресурсов;

1.5.5. выбор контрагентов по обучению;

1.5.6. составление бюджета на обучение;

1.5.7. контроль над оформлением документов с контрагентом;

1.5.8. информирование заказчика о плане текущего обучения;

1.5.9. определение эффективности обучения.

1.6.Процедура обучения персонала начинается с момента определения потребности в нем (плановое обучение) или заявки (внеплановое регламентированное обучение) от непосредственного Руководителя заказчика (утвержденного образца) в Департамент по управлению персоналом.

1.7.При направлении сотрудника на обучение руководителям подразделения необходимо учитывать следующие ограничения:

1.7.1. до окончания испытательного срока сотрудник не может быть направлен на внешнее обучение;

1.7.2. приоритетность обучения распространяется в первую очередь на сотрудников, проработавших в Компании более полугода;

1.7.3. получение МБА, второго высшего образования, международных сертификатов профессиональной деятельности предоставляется только сотрудникам, включенным в кадровый резерв Компании, куда входят: сотрудники управленческого резерва (потенциально способные занять управленческие должности) и сотрудники резерва ключевых специалистов (обладающие высоким профессионализмом, знаниями и навыками для эффективного наставничества и возможности горизонтальной ротации).

1.8.Взаимодействие между ДРП и подразделениями по вопросам обучения осуществляется через ответственного сотрудника за обучение внутри каждого подразделения, который назначается Руководителем подразделения.

1.9.Сроки регламента указаны в рабочих днях.

4. Формирование программы и планирование

4.1 План по обучению составляется на каждый квартал в соответствии с данными о необходимости повышении квалификации сотрудников, полученными по результатам определения потребности в обучении и/или предоставленным запросам от подразделений. Контроль над соблюдением плана ведется специалистом по обучению и ответственным специалистом в каждом структурном подразделении.

4.2 Внеплановое регламентированное обучение проводится для сотрудников каждого структурного подразделения не более двух раз в квартал по заявке от непосредственного Руководителя заказчика обучения. Заявки (Приложение №8) на данный вид обучения с обоснованием необходимости направляются в Департамент по работе с персоналом не позднее, чем за 10 рабочих дней до начала обучения для определения: наличия средств в бюджете подразделения на обучение, возможности снижения стоимости, актуальности программы. После этого предоставляются на подпись Президенту.

Действие

Ответственные

Срок

4.3. Специалист по обучению проводит обсуждение с Руководителем подразделения программы обучения на квартал.

Специалист по обучению, Руководитель структурного подразделения

3 дня, после получения документов

4.4. Специалист по обучению формирует окончательную программу обучения на квартал по установленной форме (Приложение№3).

Специалист по обучению

2 дня

14. Оценка эффективности обучения

Действие

Ответственный

Срок

14.1. Специалист по обучению высылает сотруднику, прошедшему обучение, форму для заполнения сотрудником по оценке эффективности обучения (Приложение №6).

Специалист по обучению

не позже 2 рабочих дней после окончания обучения

14.2. Сотрудник заполняет форму и предоставляет её специалисту по обучению.

Сотрудник

3 рабочих дня после получения формы

14.3. В отдельных случаях, когда сотрудник проходит плановое обучение индивидуально или направляется на внеплановое обучение, вводится обучение-наставничество, он обязан провести мини-семинар для специалистов своего подразделения по курсу, который был им прослушан. По результатам проведения семинара, отчет предоставляется в ДРП.

Сотрудник-заказчик обучения

в течение 2-х недель после завершения обучения,

продолжительность семинара составляет от 2 часов и более

14.4. Специалист по обучению проводит интервью с непосредственным руководителем обучившегося сотрудника по установленной форме для оценки эффективности обучения (Приложение №7).

Специалист по обучению, Руководитель структурного подразделения

через 3 месяца после прохождения обучения

14.5. Специалист по обучению вносит данные в базу.

Специалист по обучению

3 рабочих дня после получения данных

14.6. Специалист по обучению делает сводный отчет проведенного обучения.

Специалист по обучению

ежеквартально в течение 2 рабочих дней после окончания квартала

>Приложение №1

Форма интервью с Руководителем подразделения для определения потребности в обучении

1. Полное наименование подразделения: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Заинтересовано ли подразделение в обучении (повышении квалификации) своих работников? (отметить «+»)

ДА

НЕТ

  1. Каковы цели организации?
  2. Какие задачи должны быть выполнены при достижении этих целей?
  3. Как должен себя вести сотрудник для выполнения поставленных перед ним задач?
  4. Какие пробелы есть у сотрудников в навыках, знании, отношении для выполнения нынешних и будущих задач?
  5. В чем именно состоит разница между нынешней и желаемой ситуацией?

Какие направления (темы) обучения необходимы и актуальны работникам вашего подразделения?

Тема

Категория работников, нуждающихся в обучении

Руководители

(укажите, кто именно)

Работники ОП

(укажите, кто именно)

4. Укажите желаемые способы получения знаний по интересующим Вас направлениям (отметить «+»)

Участие в учебных семинарах, конференциях, круглых столах и т.д.

Получение учебных материалов

Консультации с экспертами

Другое (укажите, как именно)

5. Какую поддержку/информацию от экспертов/тренеров Вы хотели бы получить?

6. Информация о лице, заполнившем анкету

Ф.И.О. __________________________________________________________

Должность __________________________________________________­­_____

Личная подпись ___________________________________________________

БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

>Приложение №2

Форма для оценки контрагентов

  • Уровень контрагента:

a) длительность работы контрагента на рынке

b) наличие стандартов работы контрагента

c) наличие лицензионных соглашений

d) опыт работы контрагента в проведении обучения

e) наличие соответствующих лицензий и разрешений

f) рекомендаций и отзывы

g) количество клиентов контрагента

h) рейтинги

  • Качество учебного курса:

a) содержание проекта учебного курса

b) время, требуемое на адаптацию стандартного учебного курса

c) время на разработку новой программы

d) сроки обучения, возможность предоставить план обучения на квартал полгода

i) баланс теоретических и практических знаний в учебных курсах контрагента.

j) соответствие учебного курса современным подходам

k) соответствие уровню слушателей

  • Преподаватель учебного курса:

a) специализация преподавателей

b) квалификация

c) презентационные навыки

d) совместимость с нашей компанией, корпоративной культурой

  • Стоимость, формы финансового взаимодействия
  • Качество коммуникаций:

a) быстрота реагирования на запрос

b) гибкость подходов

c) выполнение договоренностей

  • Дополнительные услуги:

a) определение потребности в обучении

b) консультирование

c) процедуры оценки эффективности обучения

d) обратная связь по участникам обучения

e) рекомендации по развитию участников

f) возможность сопровождения обучавшихся после учебной программы

g) передача технологии обучения

h) возможность разработки дистанционного обучения на базе курсов

  • Техническая оснащенность:

a) наличие аудиторий, их состояние

b) развитая инфраструктура (место для кофе-брейков, обедов, стоянка, близость к метро и т.д.)

c) обеспеченность оргтехникой

Ф.И.О___________________________________________________________________

1. Название и дата учебного курса, название обучающей компании
____________________________________________________________________________

2. Насколько учебный курс отвечал Вашим ожиданиям? (обведите):

слабо

достаточно хорошо

очень хорошо

превосходно

3. Оцените стиль ведения и компетентность преподавателя:

слабо

достаточно хорошо

очень хорошо

превосходно

4. Оцените организацию учебного курса (помещение, питание, слаженность организации…):

слабо

достаточно хорошо

очень хорошо

превосходно

5. Что Вы ожидали, но не услышали на учебном курсе:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________­­­­­­­­­­­­­____________________________________________
6. Что бы Вы хотели изменить в учебном курсе:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Опишите основные идеи, которые Вы будете использовать в своей работе:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Хотели бы Вы в будущем участвовать в учебных курсах этой компании?

ДА

НЕТ

9. Посоветовали бы Вы своим коллегам обучение на данном учебном курсе?

ДА

НЕТ

10. Укажите области знаний и навыков, в которых Вам потребуется дальнейшее обучение

11. Общее впечатление после обучения – оцените, пожалуйста, по 10-бальной шкале

Плохо Хорошо

Полезность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Доступность изложения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Качество преподавания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Качество раздаточных материалов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Практическая ценность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

12. Насколько хорошо, по вашему мнению, изученный материал соответствует вашей работе (работе подразделения или организации)?

Соответствует в высокой степени

Соответствует в некоторой степени

Соответствует слабо

Не соответствует

Комментарии: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Сможете ли вы использовать и применить изученный материал в своей повседневной работе?

Смогу использовать в высокой степени

Смогу использовать в некоторой степени

Изученный материал слабо применим в моей работе

Изученный материал неприменим в моей работе

14. Сможете ли Вы использовать в своей работе знания и навыки, приобретенные в ходе данного тренинга?

ü 100% применимость

ü Частичная применимость

ü Малая применимость

>Приложение №8

Форма интервью с Руководителем по оценке эффективности обучения сотрудников

Изменилось ли поведение сотрудника после обучения?

Поведение – как в результате обучения изменилось поведение, действия

участников в рабочей обстановке.

В чем эти изменения?

Результат – каковы осязаемые результаты обучения для организации,

измеренные через сокращение затрат, сроков, улучшение качества и т.д.

Изменился ли результат работы сотрудника после обучения?

Улучшилось ли качество работы? Сроки?

Приложение №9

Заявка на внеплановое обучение

Прошу направить на обучение сотрудника

Ф.И.О.

Структурное подразделение_________________________________________________________

наименование

На учебный семинар по теме ________________________________________________________

в ________________________________________________________________________________ наименование учебного заведения

с «______»________ по «_______»________200__г.

Источник: https://www.pitportal.ru/persona/9060.html

1. Общие положения

1.1. Обучение персонала — это процесс получения сотрудником новых знаний, умений и навыков по основным компетенциям, принятым в Компании и соответствующим требованиям к должности.

1.2. Необходимый уровень знаний, умений и навыков, как требование к каждой конкретной должности, определяется должностной инструкцией. Также в ней перечисляются направления обучения, прохождение которого желательно для данной должности или которое необходимо пройти сотруднику в случае несоответствия ряду требований.

1.3. Цель обучения персонала — формирование и поддержание необходимого уровня квалификации персонала с учетом требований Компании и перспектив развития.

1.4. Политика Компании в области обучения:

  • разработка и внедрение системы обучения, включающей выявление потребности в обучении, планирование и бюджетирование, организация обучения и контроль его результативности;
  • построение обучения в соответствии со спецификой бизнес-процессов Компании;
  • построение обучения в соответствии со стратегическими целями Компании;
  • формирование стандартов обучения;
  • развитие персонала в процессе обучения;
  • мотивация сотрудников к повышению эффективности работы.

1.5. Настоящее положение вводится в действие и отменяется приказом директора Компании.

1.6. Настоящее положение может пересматриваться, изменяться, дополняться менеджером по персоналу или руководством, если это будет обусловлено требованиями бизнеса.

2. Виды обучения

2.1. По формам планирования и организации обучение подразделяется на плановое и внеплановое.

Плановое обучение осуществляется по программам повышения квалификации (ППК):

  • ППК управленческого персонала;
  • ППК целевых групп и подразделений Компании;
  • ППК отдельных сотрудников;
  • ППК кадрового резерва;
  • программа обучения новых сотрудников, программы адаптации.

Внеплановое обучение проводится по производственной необходимости, по заявкам руководителей структурных подразделений Компании и согласно потребностям сотрудников (после утверждения с руководством) и может осуществляться по инициативе непосредственного руководителя и заявки самого сотрудника.

2.2. По формам проведения обучение подразделяется на индивидуальное и корпоративное (групповое), внешнее и внутреннее.

Индивидуальное обучение осуществляется на открытых тренингах, семинарах и конференциях внешних компаний, в высших учебных заведениях, на стажировках и т. п.

Корпоративное (групповое) обучение проводится на тренингах или семинарах, организованных с помощью внешних компаний или посредством привлечения внутренних ресурсов компании.

Внешнее обучение проводится с привлечением преподавателей и тренеров внешних обучающих организаций.

Внутреннее обучение организовывается посредством привлечения внутренних ресурсов компании и включает:

  • корпоративное обучение — индивидуальное (коучинг с наставником), групповое (обучение с внутренними тренерами) и проведение мини-тренинга (развернутой презентации) сотрудником после прохождения внешнего обучения;
  • дистанционное обучение;
  • видеокурсы;
  • использование корпоративной библиотеки;
  • самообучение и саморазвитие.

3. Планирование и организация обучения

3.1. Менеджер по персоналу отвечает за планирование, организацию и контроль процесса обучения.

3.2. При планировании годового бюджета на обучение 80% бюджетных средств на обучение персонала выделяется на плановое обучение, 20% — на внеплановое обучение по производственной необходимости.

3.3. План и бюджет на обучение сроком на год создается менеджером по персоналу. Совместно с планом бюджет утверждается директором Компании. План и бюджет на обучение на следующий год формируются в конце текущего года (в декабре) и утверждаются в январе следующего.

3.4. Для организации планового обучения менеджер по персоналу совместно с руководителями структурных подразделений по итогам ежегодной оценки персонала и задач, стоящих перед подразделениями на планируемый год, разрабатывает программы обучения и программы повышения квалификации в рамках плана обучения на отчетный период. Программа содержит информацию по:

  • составу обучающихся сотрудников;
  • содержанию обучения;
  • целям и задачам обучения;
  • периодичности и продолжительности обучения;
  • стоимости обучения (точной или приблизительной).

3.5. Организация внепланового обучения (по производственной необходимости) осуществляется следующим образом:

3.5.1. Определение потребности в обучении по производственной необходимости и направление на данное обучение сотрудника осуществляет руководитель подразделения.

3.5.2. При направлении сотрудника на обучение руководитель должен исходить из производственной необходимости обучения, включающей:

  • перевод на другую должность (ротация);
  • расширение функциональных обязанностей;
  • повышение квалификации в связи с недостаточными знаниями и навыками, необходимыми для выполнения должностных обязанностей.

3.5.3. Направление сотрудников Компании на внеплановое обучение (по производственной необходимости) организовывает менеджер по персоналу на основании утвержденной заявки руководителя подразделения, подаваемой не позднее, чем за месяц до предполагаемого обучения.

3.5.4. Сотрудник может быть направлен на внешнее обучение по инициативе руководителя не ранее, чем по прошествии 6 месяцев работы в компании. В отдельных случаях (по решению руководителя) — после успешного прохождения испытательного срока.

4. Индивидуальное обучение

4.1. Каждый сотрудник имеет право и должен активно участвовать в процессе обучения, инициировать процесс повышения своих профессиональных знаний и навыков в соответствии с требованиями к должности.

4.2. Компания может принять на работу сотрудника, профессиональные компетенции которого не полностью соответствуют требованиям к должности. В этом случае сотруднику предоставляется возможность повысить уровень знаний и навыков до необходимого в должности посредством самообучения в течение заданного руководителем времени (испытательного срока, ведения конкретного проекта). Сотрудник может использовать свои ресурсы и внутренние ресурсы компании.

4.3. Сотрудник, прошедший испытательный срок и желающий повысить уровень своих профессиональных знаний и навыков, может обратиться к руководителю с заявкой об индивидуальном обучении. Руководитель должен рассмотреть заявку и принять решение по данному вопросу в течение 1 месяца.

4.4. Сотрудник может быть направлен на индивидуальное обучение не ранее, чем после 1 года работы в компании. В отдельных случаях (по решению руководителя) — раньше указанного срока.

4.5. Перед обучением по направлению компании перед сотрудником ставятся задачи овладеть конкретными знаниями и навыками и определяются качественные и количественные показатели применения их в работе.

4.5.1. С сотрудниками, проходящими индивидуальное обучение за счет Компании на сумму более 300 долл. единовременно, заключается договор на обучение .

4.5.2. Договор определяет условия обучения сотрудника, в т. ч. срок, который сотрудник должен отработать в Компании по завершении обучения, и сумму компенсации, которую он должен выплатить в случае увольнения раньше оговоренного срока без уважительной причины.

4.5.3. После прохождения внешнего обучения сотрудник предоставляет копию диплома или сертификата менеджеру по персоналу. Копии документов, удостоверяющих прохождение обучения, хранятся в личных делах сотрудников.

4.6. Возможность получения МВА, второго высшего образования, международных сертификатов профессиональной деятельности предоставляется только сотрудникам, занимающим ключевые должности в Компании и должности управленческого резерва (потенциально способным занять управленческие должности).

5. Управленческий состав

5.1. Цели обучения руководителей Компании:

  • обеспечение руководителей Компании знаниями, необходимыми для успешного решения стоящих перед Компанией задач;
  • систематизация имеющихся знаний и повышение уровня квалификации руководителей;
  • подготовка руководителей к решению новых задач, которые необходимо будет выполнить в перспективе;
  • формирование у руководителей различного уровня согласованного и разделяемого видения актуальных проблем управления и возможностей по его развитию.

5.2. Принципы обучения руководителей Компании:

  • содержание обучения управленческого состава должно отвечать целям Компании;
  • развитие руководителя должно оказывать влияние на развитие компании (подразделения), которой он управляет;
  • содержание обучения руководителей должно находиться в тесной взаимосвязи с содержанием, структурой и конечным результатом их деятельности;
  • обучение руководителей должно носить характер непрерывности и постоянно обновляться в соответствии с появлением новых тенденций на рынке;
  • методы обучения руководителей должны быть органически связаны с целями и содержанием обучения;
  • мотивация руководителя на достижение целей Компании должна органично сочетаться с мотивацией на достижение личных успехов.

5.3. Методы обучения руководителей зависят от уровня профессиональных и личностных качеств, целей их деятельности, стратегических целей возглавляемого подразделения и занимаемой должности.

Обучение и развитие управленческого состава включает в себя следующие методы:

  • тренинг по необходимым направлениям обучения;
  • коучинг внешними специалистами;
  • программы MBA и Executive MBA;
  • направление на стажировку за границу;
  • посещение профессиональных семинаров и конференций.

6. Кадровый резерв

6.1. Цели создания кадрового резерва в Компании:

  • подготовка внутренних специалистов для замещения ключевых позиций;
  • создание прозрачной системы карьерного роста для сотрудников;
  • определение потенциала сотрудников для занятия ими в будущем руководящих должностей.

6.2. Сроки подготовки кадрового резерва зависят от стратегических целей Компании, планируемых позиций и индивидуальных способностей сотрудника.

Подготовка сотрудника для включения его в кадровый резерв по длительности может занимать:

  • полгода (срочный уровень подготовки);
  • год (оперативный уровень подготовки);
  • 2 года (среднесрочный уровень подготовки);
  • от 3 до 5 лет (стратегический уровень подготовки).

6.3. Методы работы с кадровым резервом включают в себя:

  • определение критериев отбора кандидатов в резерв (составление профиля компетенций);
  • проведение сбалансированной оценки кандидатов;
  • планирование будущих позиций с учетом профессиональных и личностных качеств каждого выдвигаемого в резерв кандидата;
  • составление индивидуального плана развития для каждого сотрудника, включенного в резерв;
  • назначение ответственных за контроль выполнения плана лиц;
  • соответствие разработанных программ подготовки бюджету Компании.

7. Оценка эффективности обучения

7.1. С целью определения уровня усвоения сотрудником изученного материала, применения полученных навыков в профессиональной деятельности, а также рациональности расходования средств, вложенных в обучение, проводится оценка эффективности пройденного обучения.

7.2. Оценка эффективности обучения специалистов и руководителей проводится:

  • во время плановой (ежегодной) оценки сотрудников;
  • через 2 дня после окончания учебы — в целях оценки качества оказанных подрядчиками образовательных услуг (менеджер по персоналу проводит анкетирование сотрудников, проходивших внешнее обучение);
  • по запросу руководителя подразделения менеджер по персоналу проводит оценку полученных при обучении знаний с помощью методов, определенных совместно с руководителем подразделения;
  • спустя месяц после прохождения сотрудником обучения вышестоящий руководитель оценивает практическую эффективность применения полученных сотрудником знаний в работе.

7.3. На основании программы пройденного обучения может быть составлен план дальнейшего развития и закрепления полученных знаний и навыков.

8. Ответственность

8.1. Каждый руководитель структурного подразделения несет ответственность за:

  • определение потребности в обучении (совместно с менеджером по персоналу);
  • своевременную подачу заявки на обучение;
  • соблюдение дисциплины посещения обучающих мероприятий в соответствии с программами и графиком обучения;
  • контроль за применением сотрудником на практике полученных знаний и навыков.

8.2. Менеджер по персоналу несет ответственность за:

  • подбор оптимальной формы и метода обучения;
  • организацию обучения, включая подбор обучающей организации (совместно с руководителем подразделения);
  • согласование договора, своевременное информирование сотрудника о дате и месте обучения.

8.3. В случае невозможности сотрудника пройти запланированное обучение менеджер по персоналу должен быть предупрежден не менее, чем за 1 неделю до планируемого обучения.

Источник: https://hr-portal.ru/doki/polozhenie-ob-obuchenii-personala

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх