ФСЦ Мытищи

Ещё один сайт на WordPress

Особенности проведения СОУТ пожарных

Решение № 2-2151/2015 2-2151/2015~М-1656/2015 М-1656/2015 от 2 июля 2015 г. по делу № 2-2151/2015

Промышленный районный суд г. Смоленска (Смоленская область) — Гражданское Суть спора: Трудовые споры — другие, возникающие из трудовых Дело № 2-2151/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации
Город Смоленск 02 июля 2015 года
Промышленный районный суд города Смоленска в составе председательствующего судьи Яворской Т.Е., при секретаре Усачевой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Игнатова Ю.Ю., Шафранова М.Л. к Муниципальному казенному учреждению «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Смоленска» об оспаривании результатов специальной оценки труда, о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:

Игнатов Ю.Ю., Шафранов М.Л., уточнив требования, обратились в суд с иском к Муниципальному казенному учреждению «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Смоленска» (далее МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г. Смоленска») об оспаривании результатов специальной оценки труда, о понуждении к совершению действий. В обоснование заявленных требований сослались на то, что они состоят в трудовых отношениях с МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г. Смоленска» в должности спасателей. ДД.ММ.ГГГГ работодателем проведена специальная оценка условий труда. Согласно карте специальной оценки условий труда итоговый класс условий труда установлен 3.1, хотя ранее был 3.3, и условия труда фактически не изменились. По результатам специальной оценки условий труда, ДД.ММ.ГГГГ между истцами и ответчиком заключены дополнительные соглашения к трудовому договору, в котором отсутствуют условия о предоставлении дополнительного отпуска за вредные условия труда 7 календарных дней и сокращенная продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю, которые ранее им предоставлялись по итогам аттестации рабочих мест. Считают результаты проведения специальной оценки условий труда незаконными, поскольку до настоящего времени особенности проведения специальной оценки условий труда в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 г. № 290 для работников аварийно-спасательного отряда, непосредственно осуществляющих тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, ремонтно-восстановительные работы не установлены, а проведение специальной оценки условий труда в общем порядке нарушает их трудовые права. Считают, что поскольку результаты специальной оценки условий труда не соответствуют действующему законодательству, заключение дополнительного соглашения к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ незаконно. Просят суд признать незаконной и отменить карту специальной оценки № от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконными действия МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г. Смоленска» по установлению им 40-часовой рабочей недели и отмене дополнительного отпуска за вредные условия труда в размере 7 календарных дней, признать незаконным и отменить дополнительное соглашение к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ заключенное по результатам специальной оценки условий труда, признать карту аттестации № ДД.ММ.ГГГГ рабочего места спасателя действительной до проведения СОУТ с учетом особенностей для данной категории работников, обязать МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г. Смоленска» установить спасателю МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г. Смоленска» Игнатову Ю.Ю. 36-часовую рабочую неделю с ДД.ММ.ГГГГ Шафранову М.Л. с ДД.ММ.ГГГГ обязать МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г. Смоленска» предоставить им за ДД.ММ.ГГГГ дополнительный отпуск за вредные условия труда, обязать ответчика выплатить компенсацию за сверхурочную работу Игнатову с ДД.ММ.ГГГГ Шафранову с ДД.ММ.ГГГГ по день исполнения решения суда согласно табелей учета рабочего времени.

Истцы Игнатов Ю.Ю., Шафранов М.Л. в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Представители Любиченко В.Н. и Янкина И.А. в судебном заседании исковые требования поддержали, просят их удовлетворить.
Представители ответчика МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г. Смоленска» Вислогузов А.К., Николаев А.П. в судебном заседании исковые требования истцов не признали, поддержали представленные письменные возражения (л.д. 37-39, 134-135, 136-137), дополнительно указав следующее. Специальная оценка условий труда в отношении рабочих мест, а именно, спасателей, должна проводиться с учетом особенностей, которые в настоящее время не установлены, а поэтому оценка проводилась по общей методике. Вместе с тем, спец.оценку проводила компетентная организация. Фактически трудовая функция истцов не изменилась, однако изменились условия труда: место размещения отряда; установлено заземляющее устройство административного здания; приобретен новый автомобиль; произведено увеличение штатной численности. Таким образом, факторы трудового процесса улучшились. Исходя из результатов спец.оценки условий труда с истцами были заключены дополнительные соглашения, установлена 40-часовая рабочая неделя, отменены дополнительные отпуска. Считают действия ответчика законными и обоснованными, а в удовлетворении заявленных требований просят отказать.
Третье лицо Государственная инспекция труда в Смоленской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя (л.д. 116).
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав стороны, представителей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что истцы состоят в трудовых отношениях с МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г. Смоленска» в должности спасателя аварийно-спасательного отряда при МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г. Смоленска»: Игнатов Ю.Ю. – с ДД.ММ.ГГГГ на основании трудового договора № (л.д. 4-8), Шафранов М.Л. – с ДД.ММ.ГГГГ на основании трудового договора № (л.д. 82-86).
Согласно условий указанных трудовых договоров в связи с аттестацией рабочих мест по условиям труда от ДД.ММ.ГГГГ по карте аттестации № рабочее место спасателя аттестовано по факторам производственной среды и трудового процесса с классом вредности 3,3 (при несении дежурства), 4 (опасный) – при выполнении работ в условиях ЧС.
По условиям заключенных с истцами трудовых договоров, за вредные условия труда им были предусмотрены компенсации, в том числе, предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 7 календарных дней, 36-часовая рабочая неделя.
В связи с окончанием 5-летнего срока действия аттестации рабочих мест, ДД.ММ.ГГГГ МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г. Смоленска» проведена специальная оценка условий труда. Согласно карте № специальной оценки условий труда работников спасателю аварийно-спасательного отряда установлен итоговый класс условий труда 3.1, при этом, необходимость в установлении компенсаций в виде ежегодного дополнительного отпуска и сокращенной продолжительности рабочего времени, не установлена (л.д. 12-14, 90-93).

ДД.ММ.ГГГГ между истцами и МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г. Смоленска» заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам, согласно которым из условий ранее заключенных трудовых договоров исключены предоставляемые ранее компенсации о предоставлении дополнительного отпуска за вредные условия труда продолжительностью 7 календарных дней и сокращенная продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю (л.д. 9-11, 87-89).
В целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда в МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г. Смоленска» Государственной экспертизой условий труда Департамента Смоленской области по социальному развитию ДД.ММ.ГГГГ дано заключение №, согласно выводам которого во исполнение ст. 212 ТК РФ в МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г. Смоленска» проведена специальная оценка условий труда на 5 рабочих местах работников АСО, которая выполнена с некоторыми нарушениями требований, определенных Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.01.2014 г. № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению». Условия труда работников АСО Управления по результатам проведенной специальной оценки условий труда изменились, поэтому гарантии и компенсации по идентифицированным вредным (опасным) факторам, указанным в строке 040 проверенных КСОУТ, соответствуют нормативным правовым актам по охране труда. Специальная оценка условий труда в АСО Управления может быть признана соответствующей действующим законодательным правовым актам по охране труда, и завершенной, при условии устранения замечаний государственной экспертизы условий труда, изложенных в заключении (л.д. 52-59).
Свидетель Г. (эксперт ООО «») в судебном заседании пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ он участвовал в проведении специальной оценки условий труда работников МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г. Смоленска». Особенности, в которых работает аварийно-спасательный отряд, не учитывались, никаких замеров не производилось, специальные методики отсутствуют, руководствовались общей методикой. Недостатки, указанные в заключении государственной экспертизы труда от ДД.ММ.ГГГГ существенными не являются, относятся к техническим ошибкам, связанными с оформлением результатов оценки, и на определение класса опасности не влияют.
Свидетель К. (менеджер отдела охраны труда Департамента Смоленской области по социальному развитию), в судебном заседании пояснил, что им было подготовлено заключение по результатам государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда в МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г. Смоленска». Существенных нарушений выявлено не было, были технические ошибки, которые на установленный класс опасности не повлияли. Оценка условий труда проводилась по общей методике, поскольку специальная оценка условий труда для спасателей еще не разработана. После разработки специальной оценки возможно проведение внеплановой оценки условий труда, в результате чего возможно изменится и класс опасности.

Разрешая вопрос об обоснованности требований истцов, суд исходит из следующего.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (статья 7); каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (статья 37, часть 3); каждый имеет право на отдых; работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (статья 37, часть 5); каждый имеет право на охрану здоровья (статья 41, часть 1).
С учетом этого в Трудовом кодексе Российской Федерации для работников, занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда, предусмотрен комплекс компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, в том числе сокращенная продолжительность рабочего времени (часть первая статьи 92), ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (статья 117) и повышенная оплата труда (часть первая статьи 146 и статья 147).
Закрепление таких мер в законе обусловлено стремлением государства предоставить указанной категории работников дополнительные возможности по оздоровлению и восстановлению работоспособности, т.е. преследует конституционно значимую цель охраны здоровья граждан.
В силу ст. 212 ТК РФ в обязанности работодателя вменено проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Согласно ст. 3 Федерального закона «О специальной оценке условий труда», Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Согласно ч. 7 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, а также в случае, если выполнение работ по проведению специальной оценки условий труда создает или может создать угрозу жизни или здоровью работника, специальная оценка условий труда проводится с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти. Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти особенностей (в том числе при необходимости оценки травмоопасности рабочих мест), утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 г. № 290 утвержден Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей. В п. 9 данного Перечня указаны рабочие места работников, непосредственно осуществляющих тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
При этом, п. 2 Постановления Правительства РФ от 14.04.2014 г. № 290 предусмотрено, что Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений утвердить до 1 января 2015 г. особенности проведения специальной оценки условий труда в отношении предусмотренных перечнем, утвержденным настоящим постановлением, рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности.
Однако, до настоящего времени особенности проведения специальной оценки условий труда для работников аварийно-спасательного отряда не установлены, что представители сторон в судебном заседании подтвердили.
Таким образом, у суда есть основания считать, что специальная оценка условий труда спасателя проведена без учета и оценки всей совокупности вредных (опасных) факторов производственной среды и трудового процесса в МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г. Смоленска».
В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» в статьи 92, 117 и 219 Трудового кодекса РФ внесены изменения, вступившие в силу с 01 января 2014 года.
Абзацем пятым части 1 статьи 92 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции названного Федерального закона) установлено, что сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников, условия труда, на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, — не более 36 часов в неделю.
В силу ст. 117 ТК РФ, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части первой настоящей статьи, составляет 7 календарных дней.
На основании части 1 статьи 219 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ) каждый работник имеет право на компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Следовательно, при установлении по результатам специальной оценки условий труда класса вредности 3.1, истцы имеют право на соответствующие компенсации в размерах, не ниже установленных Трудовым кодексом РФ, и данные компенсации до проведения специальной оценки условий труда им предоставлялись, что представители ответчика в судебном заседании подтвердили (ст.ст. 92 и 117).
В силу положений части 3 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
Из приведенных переходных положений следует, что к моменту вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ виды и достигнутые размеры предоставляемых гарантий (компенсаций) работникам, на рабочих местах которых по результатам проведенной до 31 декабря 2013 г. аттестации рабочих мест по условиям труда либо в силу иных правовых оснований (нормативных правовых актов бывшего СССР) установлены вредные (опасные) условия труда, должны сохраняться до улучшения условий труда на данных рабочих местах, подтвержденного результатами проведения специальной оценки условий труда.
Пересмотр предоставляемых компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, возможен лишь по результатам специальной оценки условий труда в случае улучшения этих условий.
В силу части четвертой статьи 219 Трудового кодекса Российской Федерации в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются.
Однако, суду не представлено надлежащих доказательств того, что такие безопасные условия труда спасателям со стороны ответчика созданы, и после проведения аттестации в ДД.ММ.ГГГГ улучшены.
Как было установлено в судебном заседании, оценка условий труда производилась в здании расположения отряда по общим методикам, при этом, условия труда спасателей в условиях ЧС, когда высока вероятность возникновения опасности для жизни и здоровья, не оценивались. Условия работы спасателей при тушении пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые вменены в обязанности спасателей, как опасный фактор, согласно карте специальной оценки условий труда не оценивались. Ссылки представителей ответчиков на то, что такие ЧС возникают не ежедневно, а периодически, не влияют на принятие решения, поскольку данные обстоятельства, независимо от их количества и объема, не могут не учитываться вообще при оценке условий труда.

Снизив достигнутый уровень фактически предоставляемых гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда без учета особенностей работы спасателя при проведении специальной оценки условий труда, работодатель допустил нарушение трудовых прав истцов, которые подлежат восстановлению.
С учетом вышеизложенного, суд считает необходимым признать незаконной и отменить карту специальной оценки условий труда спасателя аварийно-спасательного отряда № от ДД.ММ.ГГГГ
Поскольку ответчик, несмотря на отсутствие специальной методики по оценке условий труда спасателей, и фактически не изменившиеся условия труда, отменил компенсационные выплаты, предоставленные ранее спасателям Игнатову и Шафранову, суд считает необходимым признать незаконными действия ответчика в данной части, и отменить дополнительные соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору Шафранова М.Л. и Игнатова Ю.Ю., заключенные по результатам специальной оценки условий труда от ДД.ММ.ГГГГ
В связи с допущенными нарушениями трудовых прав истцов, ответчик обязан Игнатову Ю.Ю. и Шафранову М.Л. установить с момента отмены 36-часовую рабочую неделю и признать за ними право на дополнительный отпуск с момента отмены, а также произвести перерасчет заработной платы, исходя из разницы в норме рабочего времени между 40-часовой и 36-часовой рабочей неделей, Игнатову Ю.Ю., начиная с ДД.ММ.ГГГГ., Шафранову М.Л., начиная с ДД.ММ.ГГГГ
Требования истцов в части предоставления дополнительного отпуска за 2015 год, удовлетворению не подлежат.
Истцы с ответчиком продолжают состоять в трудовых отношениях. Вопрос о предоставлении отпуска за 2015 год связан с реализацией истцом своих трудовых прав в будущем времени, поскольку год еще не закончился, отказ ответчика в реализации такого права при рассмотрении настоящего дела отсутствует, поэтому фактических и правовых оснований для удовлетворения данного искового требования не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконной и отменить карту специальной оценки условий труда спасателя аварийно-спасательного отряда № от ДД.ММ.ГГГГ
Признать незаконными действия Муниципального казенного учреждения «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Смоленска» в части отмены Шафранову М.Л. и Игнатову Ю.Ю. 36-ти часовой рабочей недели и не предоставление дополнительного отпуска за вредные условия труда.
Признать незаконным и отменить дополнительные соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору Шафранова М.Л. от ДД.ММ.ГГГГ и Игнатова Ю.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ заключенные по результатам специальной оценки условий труда.
Обязать Муниципальное казенное учреждение «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Смоленска» Игнатову Ю.Ю. и Шафранову М.Л. с момента отмены установить 36-часовую рабочую неделю и признать за ними право на дополнительный отпуск.
Обязать Муниципальное казенное учреждение «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Смоленска» произвести перерасчет заработной платы, исходя из расчета 36-часовой рабочей недели Игнатову Ю.Ю., начиная с ДД.ММ.ГГГГ Шафранову М.Л., начиная с ДД.ММ.ГГГГ
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г.Смоленска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Т.Е. Яворская

Суд:

Промышленный районный суд г. Смоленска (Смоленская область)

Судьи дела:

Яворская Т.Е. (судья)

Судебная практика по:

По отпускам
Судебная практика по применению норм ст. 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122 ТК РФ

Источник: https://sudact.ru/regular/doc/KxWwziTZJMNh/

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх